http://wwwimages.adobe.com/www.adobe.com/products/flash/images/main_flash_754x290.jpg

Необходимые для практики файлы - http://depositfiles.com/files/5814766

Тема 1. Знакомство с Flash

--------------------------------------------------------------------------------

Что такое Flash?
Форматы файлов
Стартовое меню
Исследуем готовый фильм
Интернет-ресурсы по Flash

--------------------------------------------------------------------------------

1. Что такое Flash?
Flash — это технология создания двухмерной анимации (т.е. анимации на плоскости). В ней используется главным образом векторная графика, т.е. изображения строятся из отдельных геометрических фигур (отрезков, кривых, прямоугольников, окружностей).

В отличие от растровых (точечных) рисунков, векторные рисунки описываются математическими формулами и поэтому не искажаются при изменении размеров. На рисунке слева показаны растровая и векторная окружности одинакового размера, а на рисунке справа — части этих окружностей при 16-кратном увеличении (красные линии соответствуют векторной фигуре).   
Векторные рисунки требуют значительно меньше места в памяти для хранения, чем растровые, что позволяет использовать Flash-анимацию на Web-страницах. Правда, для просмотра таких роликов необходимо установить специальную программу-проигрыватель, которая может быть свободно скачана с сайта фирмы Adobe.

Технология Flash позволяет

создавать анимированные изображения;
строить интерактивные ролики, реагирующие на действия пользователя;
строить сложные динамические меню;
проигрывать видеофильмы.

В то же время она обладает серьезными недостатками:

увеличивается размер Web-страницы, что часто неоправданно;
при проигрывании Flash-роликов сильно загружается процессор;
содержание Flash-роликов не доступно для поисковых систем;
не решена проблема анимации объемных фигур.

История Flash началась в 1996 году, когда компания Macromedia выпустила продукт под названием Flash. В 2005 г. фирма Adobe купила Macromedia вместе с ее продуктами, включая Flash. Последняя на сегодняшний день версия программы называется Adobe Flash 9 (CS3).
Далее мы будем рассматривать версию Adobe Flash 9 (CS3), однако практически все описанные приемы работают и в версии Macromedia Flash 8. Главная новинка версии 9 — язык создания сценариев ActionScript 3.0, но он непрост для начального уровня и мы не будем его изучать.

2. Форматы файлов
С технологией Flash связано несколько форматов файлов. Наиболее известны три из них.
Файлы с расширением .FLA (FLash Animation) — это исходные файлы Flash-роликов, их можно редактировать. Для размещения в Интернете их надо «опубликовать», превратив в SWF-файл.
Файлы с расширением .SWF (ShockWave Flash) готовы к размещению в Интернете. Их нельзя изменить в редакторе. Существующие программы для преобразования SWF-файлов в FLA-файлы не позволяют полностью восстановить исходный файл ролика. Кроме того, такое преобразование нарушает права автора.
Файлы с расширением .FLV (FLash Video) представляют собой видеоролики, которые можно проигрывать на Web-страницах с помощью специального Flash-проигрывателя.
к началу   

3. Стартовое окно
После запуска программы на экране появляется стартовое меню.

В нем три колонки:

Open a Recent Item — открыть один из последних документов. Вариант  Open... позволяет выбрать файл на диске.
Create New — создать новый документ. Мы будем создавать документы типа Flash File (ActionScript 2.0) — анимацию с поддержкой языка программирования ActionScript 2.0.
Create from Template — создать документ стандартного типа из шаблона, например, рекламный баннер (Advertising).
Файловые операции выполняются также, как и в других программах, поэтому мы на них не останавливаемся. Отметим только, что пункт меню Файл — Open Recent позволяет открыть недавно использовавшийся файл, выбрав его из списка.
к началу   

4. Исследуем готовый фильм
Главное окно
  Запустите программу Adobe Flash CS3 и откройте файл PRACTICE\1\rocket.fla. Затем установите стандартное расположение инструментов, выбрав пункт меню Window — Workspace — Default (default — по умолчанию). 

В центре окна расположена сцена — поле, на котором происходит действие фильма. На рисунке сцена имеет черный цвет, для нового документа — обычно белый. Если разместить объект вне сцены (на сером фоне), он не будет виден, но может потом появиться в кадре, когда будет нужен.

С помощью элементов панели Properties (Свойства), расположенной ниже сцены, можно изменить свойства выделенного объекта. После загрузки фильма ничего не выделено, поэтому мы видим свойства всего документа:

размер поля (Size) — 550 на 400 пикселей;
цвет фона (Background) — черный;
скорость проигрывания (Frame rate) — число кадров, которые сменяются за 1 секунду (fps = frames per second).

  Измените цвет фона на синий с помощью кнопки  справа от надписи Background. 

   Для быстрого вызова панели Properties достаточно нажать клавиши Ctrl+F3. 

   Комбинация Ctrl+J выводит на экран окно свойств документа (меню Modify-Document). 

Слева от сцены расположена панель инструментов, которая содержит инструменты для рисования, выделения и изменения свойств векторных фигур. Справа находятся дополнительные панели: библиотека объектов (Library), выбор цвета (Color) и другие.

Границы между панелями можно перетаскивать мышкой. Нажав кнопку F4, можно максимально освободить место для сцены, убрав все панели. Повторное нажатие F4 восстанавливает стандартный режим.

Временная шкала
Над сценой расположена временная шкала (Timeline). Числа над шкалой обозначают номера кадров (в этом фильме 40 рабочих кадров).

Кнопка  на границе между временной шкалой и сценой позволяет убрать с экрана временную шкалу и включить ее снова.

Некоторые кадры отмечены точками . Они называются ключевыми — в них происходят существенные изменения. В остальных кадрах (промежуточных) изображение не меняется или строится программой автоматически. Например, здесь ключевыми являются 1-ый и 40-ой кадры (начальное и конечное положения ракеты), все кадры между ними — промежуточные, путь ракеты рассчитан автоматически.

Красный прямоугольник  над линейкой кадров — это считывающая головка. Кадр, над которым она находится, изображается на сцене. Головку можно перетаскивать мышкой, таким образом проигрывая фильм вручную.

  Перетащите считывающую головку с 1 до 40 кадра и обратно, посмотрите, как движется ракета. 

На временной шкале может быть несколько линеек с кадрами. Это значит, что в фильме есть несколько слоев. Для каждого слоя может строиться собственная анимация. Удобно каждый объект размещать на своем слое. Имена слоев показаны слева от временной шкалы. В данном документе есть всего один слой Layer 1.

Программа позволяет открывать одновременно несколько файлов. Их имена видны на ярлычках над временной шкалой.

Для перехода к нужному файлу достаточно щелкнуть мышью на его имени. Звездочка справа от имени файла обозначает, что в нем были сделаны изменения, которые не сохранены на диске.

Просмотр фильма
Для быстрого просмотра фильма «на месте» можно нажать клавишу Enter, однако при этом не все эффекты анимации будут работать.

Для того, чтобы просмотреть фильма со всеми эффектами, надо нажать Ctrl+Enter или выбрать пункт меню Control — Test movie. При этом фильм откроется в отдельном окне.

  Просмотрите фильм, нажав сначала клавишу Enter, а затем — комбинацию Ctrl+Enter. Какие эффекты анимации не работали в первом случае. 

  Измените частоту смены кадров (Frame rate на панели Properties) на 25 и снова просмотрите фильм. Почувствуйте разницу. 

Изменение масштаба
Небольшое окно над правым верхним углом сцены показывает масштаб изображения. Вариант Show Frame регулирует размеры так, чтобы все объекты данного кадра были видны, при выборе Fit in Window сцена «вписывается» в оставшееся свободное место при каждом изменении размеров окна. Show All означает «показать все объекты».

Изменить масштаб можно также с помощью меню View — Magnification или включив инструмент  Zoom (Масштаб) на панели инструментов. При использовании инструмента Zoom щелчок мышью приводит к увеличению изображения в 2 раза, центр видимой части перемещается в точку щелчка. Для уменьшения изображения надо при щелчке удерживать клавишу Alt.

При больших увеличениях часто надо переместить «окно» (видимую часть изображения) в нужное место. Для этого можно использовать линейки прокрутки или инструмент  Hand (Рука), который позволяет «схватить и перетащить» изображение в нужную точку. Инструмент Hand можно включить временно, удерживая нажатой клавишу «пробел».

  Установите масштаб 400% и с помощью инструмента Hand (Рука) перейдите к области с ракетой. Затем включите инструмент Zoom и попробуйте его в работе в режимах увеличения и уменьшения. 

   Для временного включения инструмента Zoom в режиме увеличения можно нажать Ctrl+пробел, а для уменьшения — Ctrl+Alt+пробел. Кроме того, комбинации Ctrl+плюс и Ctrl+минус соответственно увеличивают и уменьшают масштаб в 2 раза. 

Публикация и экспорт

Публикация — это сохранение фильма в формате SWF и создание Web-страницы (файла на языке HTML), в которую встроен наш ролик.
  Сохраните фильм в виде Web-страницы, выбрав пункт меню File—Publish или нажав комбинацию клавиш Shift+F12. В программе Проводник зайдите в папку PRACTICE\1 и откройте файл rocket.html. Вы должны увидеть Web-страницу, на которой проигрывается ролик. 

Экспортом называется сохранение фильма в каком-либо другом формате, который не является «родным» для среды Flash. Для экспорта фильма надо выбрать пункт меню File—Export—Export Movie. После этого появится диалоговое окно сохранения файла. В поле Тип файла нужно установить нужный формат и ввести имя файла (или оставить имя по умолчанию). На экран будет выведено окно с параметрами сохранения (здесь можно поменять размер окна и установить желаемое качество).

  Сохраните ролик в формате Animated GIF (GIF-файл с анимацией). Параметры сохранения, предложенные программой, оставьте без изменений. С помощью Проводника просмотрите полученный файл. 

  Сохраните ролик как видеофайл в формате Windows AVI. Параметры сохранения, предложенные программой, оставьте без изменений. В следующем окне выберите программу для сжатия Microsoft Video и щелкните по кнопке ОК. С помощью Проводника определите и сравните размеры файлов в форматах SWF, GIF и AVI. Просмотрите полученные файлы и сравните их качество. 

5. Интернет-ресурсы по Flash
Для каждого ресурса в скобках указан язык (русский или английский). К сожалению, основная полезная информация представлена на англоязычных сайтах.
Cайт фирмы Adobe
Справочник по Flash CS3 (рус.)
Документация (англ.)
Уроки по Flash от Adobe (англ.)
Видеоуроки от Adobe (англ.)
Центр разработчиков Flash (англ.)
Видеоуроки
vtutorial.com (англ.)
leaders.creativecow.net (англ.)
movielibrary.lynda.com (англ.)
cartoonsmart.com (англ.)
video-tutes.com (англ.)
vtc.com (англ.)
softwaretrainingtutorials.com (англ.)
learnwebdevelopment.com (англ.)
Коллекции уроков (tutorials)
toxiclab.org (англ.)
education.sdsc.edu (англ.)
peachpit.com (англ.)
lukamaras.com (англ.)
kirupa.com (англ.)
flashadvisor.com (англ.)
good-tutorials.com (англ.)
layersmagazine.com (англ.)
flashvault.net (англ.)
flashfridge.com (англ.)
learnflash.com (англ.)
flashtexteffects.com (англ.)
developingwebs.net (англ.)
animation.about.com (англ.)
cgtutorials.com (англ.)
cbtcafe.com (англ.)
wandl.ru (рус.)
tutorial-center.com (англ.)
cs3-tutorials.com (англ.)
tanguay.info (англ.)
Flash по-русски
flasher.ru — клуб Flash-мастеров, форум
flashdocs.net — статьи, уроки, примеры по Flash
somit.ru — сайт Flash для всех, создание интерактивных учебных моделей по физике
rastyle.com — статьи и уроки по Flash
noregret.org — статьи о Flash
actionscript.com.ua — статьи, книги, форум, новости
etcs.ru — записки о Flash (блог)
black-zorro.com — авторские материалы по Flash и не только
flash-ripper.com — блог «флэш-потрошителя» (статьи, новости мира Flash)
flash.demiart.ru — уроки и форум по Flash
web-planets.narod.ru — учебник по ActionScript
Программирование на ActionScript
actionscript.org — наиболее известный зарубежный сайт по ActionScript (англ.)
senocular.com — коллекция уроков и примеров по Flash и ActionScript (англ.)
robertpenner.com — cайт Роберта Пеннера, автора книги «Программирование во Flash MX» (англ.)
web-planets.narod.ru — учебник по ActionScript (рус.)
actionscript.com.ua — статьи, книги, форум, новости (рус.)
Программирование Flash-игр
oos.moxiecode.com — сайт, посвященный разработке Flash-игр (англ.)
noregret.org — базовые алгоритмы определения столкновений (рус.)
flash-doc.ru — руководство по созданию Flash-игр (рус.)

Автор статьи -  К. Поляков